написать письмо       на главнуо
    Главная
    План работы РОО, ЦФГЦРО, ОУ, МО
    Новости
    О Центральном районе
    Методическая служба ГЦРО Центрального района
    Методические объединения
    ФГОС
    Аттестация
    Образовательные учреждения
    Дополнительное образование детей
    Дошкольные образовательные учреждения
    Методика
    МО учителей русского языка и литературы
    Проекты
    Августовская конференция
    Альманах детского творчества "Утро"
    Журнал "Новый ИМиДЖ"
    Конкурсы профессионального мастерства педагогов
    Конкурсы профессионального мастерства работников ДОУ
    Встречи в учительской
    Творческие страницы
    Международная выставка "УчСиб"
    Безопасное образовательное пространство
    Нормативные документы
    Смотры-конкурсы
    Творчество педагогов
    Одаренные дети
    Школа, семья, общество
    Олимпиады
    Научно-практические конференции школьников
    Конкурсы учащихся
    Творчество учащихся
    Полезные ссылки
    Доска объявлений
    Гостевая книга
    Фотогалерея
    Sort


      nsk-centr.ru | Новости |


      Новости  


    Завершился районный смотр-конкурс школьных библиотек

     
    Аналитическая справка
    по итогам районного смотра-конкурса школьных библиотек
    образовательных учреждений Центрального района
     
     
    Районный смотр-конкурс школьных библиотек проводился в рамках второго международного фестиваля «БиблиОбраз 2007» с целью поддержки и развития школьных библиотек и содействия формированию у подрастающего поколения интереса к чтению и книге. В смотре приняли участие образовательные учреждения: экономический лицей, гимназия № 13, МОУ СОШ №№  4, 12, 29, 54, 99, 156. Не принимали участие: гимназия № 1, МОУ СОШ «Перспектива», МОУ СОШ «Диалог», ОСОШ № 17.
     
     
     
    В.Ф. Свиньин, генеральный директор издательства "Свиньин и сыновья"
     
     
    Г.М. Прашкевич, писатель, главный редактор издательства "Свиньин и сыновья"
     
     
    В рамках смотра-конкурса изучались условия для осуществления учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов, формирования у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, совершенствования традиционных и освоения новых технологий.
     
    Жюри оценивало следующие направления работы школьных библиотек:
    Наличие плана работы, качественные показатели, ведение документации, взаимодействие с библиотеками, оформление, расстановка книжного фонда, наличие тематических выставок, наличие каталога и картотек, формирование фонда, обеспеченность сохранности учебников, продвижение фонда к читателям, работа с родителями, работа Совета библиотеки, техническое оснащение, владение ИКТ, создание банка интеллектуальной собственности.

    В большинстве образовательных учреждениях района школьные библиотеки выполняют основные функции: образовательную, информационную, культурную.  Работа с библиотечным фондом осуществляется через формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации, формирование общешкольного заказа на основной фонд (при наличии бланка-заказа), комплектование фонда  в соответствии с образовательной программой школы, оформление подписки на периодику, учет библиотечного фонда, расстановку документов в фонде в соответствии с ББК. Жюри оценивало эстетику оформления, наличие полочных, буквенных разделителей, индексов, обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации, обеспечение работы читального зала, организацию обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек), ведение каталогов, картотек, рекомендательных списков, выделение справочно-информационных изданий.

    В большинстве  библиотек перспективные планы работы находятся в соответствии  с годовым планом учебно-воспитательной работы образовательного учреждения, однако планы работы библиотек (МОУ СОШ №  12, 29, 156) не соответствуют рекомендациям и требованиям по форме и содержанию нормативным документа,  анализ работы за истекший год представляет перечень  проведенных мероприятий без указания цели и задач, а так же результатов выполнения. В указанных библиотеках при планировании не учитывается работа по привлечению читателей к литературе, которая не  входит в программный материал, не проводится обучение пользованию  носителями информации, поиску, отбору и критической  оценке информации.

    Анализ качественных показателей работы библиотек показал, что самое благоприятное впечатление от фонда библиотек экономического лицея, гимназии № 13, МОУ СОШ № 4, фонды остальных   школьных библиотек скомплектованы недостаточно, не удовлетворяют потребностям обучающихся.  О качестве сформированности фонда говорит показатель - обращаемость.  (удовлетворительной для школьной библиотеки считается обращаемость фонда 2.5)

    Заслуживает одобрения опыт работы экономического лицея по  планомерному  пополнению  библиотечного фонда. Фонд МЭЛ формируется с учетом всех возрастных особенностей читателей по отраслям знаний. В учительской вывешивается 2 раза в год «Бланк заказа на приобретение литературы для библиотеки» (учителя вписывают книги и темы). Ведётся тетрадь «Комплектование». Составляются списки книг и тем для приобретения. В 2003-2005 гг. в комплектовании преобладало насыщение справочно-информационного аппарата  библиотеки,  а так же насыщение фонда экономической, правовой и художественной литературой по школьной программе и литературой для младших школьников. В комплектовании 2006-2007 гг.  преобладает насыщение фонда современной художественной литературой для подросткового чтения.  Приобретена литература для учебных кабинетов: истории, русского языка и литературы, иностранных языков, географии, информатики, технологии. Пополняется отдел «Медиатека»: приобретены учебные СD-диски.  В библиотеке   проводятся акции «Дарю учебник». В 2005/2006 учебном году в фонд библиотеки поступило  1647 учебников. В 2006 году приобретено для библиотеки и кабинетов МЭЛ  698 экземпляров книг на сумму 63193 руб. Библиотека в 2006году  подписала периодических изданий на 71186,67 рублей, в 1-полугодии 2007года - на 41788 рублей.  Значительная часть этой подписки предназначена для учащихся разных  возрастных групп,  к сожалению, в других библиотеках подписка в основном только для педагогов и руководителей ОУ.
    Анализ этой части работы  библиотек показал недостаточный уровень сформированности фонда в ОУ района: МОУ СОШ № 12, 29, 99, 156.
    Неудовлетворительное состояние фонда в библиотеке СОШ №12.

    Наибольшее впечатление по оформлению и современному дизайну произвели  библиотеки МОУ СОШ  №№  4,  54, гимназии № 13.  Библиотека МОУ СОШ  № 54  оформлена эстетично, в современном стиле, книжные стеллажи новые. книжный фонд расставлен в соответствии с ББК. Существует дополнительное разграничение по содержанию и видам изданий.

    Оформление и дизайн библиотеки МОУ СОШ № 4 соответствует современным требованиям, приобретена новая мебель. В библиотеке стоят компьютеры, которыми могут пользоваться учащиеся во время перемен и после уроков. При оформлении выставок, памяток, правил активно используются компьютерные технологии, работает INTERNET.
     
    В ходе конкурса в библиотеке гимназии № 13 проведён капитальный ремонт зала книжного фонда, имеется хороший читальной зал, приобретены новые компьютеры в библиотеку. Библиотекари МОУ гимназии №13, МОУ СОШ №156 и МОУ экономический лицей при оформлении фонда по ББК активно используют компьютерные технологии.  В МОУ СОШ № 99 фонд расставлен по ББК, но оформление устарело, не соответствует современным требованиям. В библиотеке МОУ СОШ № 29 расстановка фонда осуществлена неправильно. В библиотеке МОУ СОШ  №12 -  устаревшее оборудование и оформление, библиотечный фонд не пополняется. В  гимназии  №13, МОУ СОШ № 4, 54, экономическом лицее оформлены тематические выставки, рекомендации по профильному обучению.  

    На педсоветах в ОУ обсуждаются проблемы школьной библиотеки. Например, «Состояние книжного фонда библиотеки экономического лицея и задачи педагогического коллектива по его сохранности» (2005год), «Анализ чтения педагогов экономического лицея» (2006год).  В текущем году на совещании при директоре гимназии №13 заслушивался вопрос:  «О роли школьной библиотеки в подготовке к участию в научно - практической конференции школьников». Вопросы работы библиотеки рассматривались и на педсовете по  теме: « Роль библиотеки в нравственном воспитании гимназистов». В МОУ СОШ №4 библиотекари принимали  участие в расширенном педагогическом совете, посвященном проблемам дальнейшего развития информатизации образовательной среды школы (2006 год).

    Однако жюри отмечает, что в большинстве образовательных учреждений редко поднимаются   проблемы чтения и анализ чтения учащихся и учителей. Недостаточно взаимодействуют школьные библиотеки с попечительскими советами школы; исключением являются МОУ СОШ № 156, экономический лицей, гимназия № 13.

    Проблема в наличии каталогов остается практически во всех школьных библиотеках района. В библиографическом описании книг за последние годы произошли большие изменения, которые необходимо учитывать при создании электронного каталога книг. Подсобные картотеки имеются  в  МОУ СОШ №№ 54, 99, гимназии № 13, но наиболее грамотно используются возможности картотек  в библиотеке экономического лицея.
     
    Анализ работы по продвижению фонда к читателям показал следующее:   большинство мероприятий проводится силами библиотекарей  детских библиотек совместно со школьными библиотекарями, что свидетельствует о взаимодействии образовательных учреждений района с библиотеками имени Н.К. Крупской, областной детской библиотеки имени А.М. Горького и другими.

    Планомерно ведется работа с родителями в гимназии № 13,  МОУ СОШ № 156, в экономическом  лицее.  Эти ОУ приняли активное участие в конкурсе « Папа, мама, я - читающая семья», который прошел по инициативе  ОДБ им. Горького. В гимназии № 13 оформлен стенд «Библиотека + родители». На стенде регулярно представляется информация из педагогических журналов по различным темам  о воспитании детей. В МОУ СОШ №№ 4, 54, экономическом лицее библиотекари выступают на собрании родителей учащихся, где представляют информацию о состоянии книжного фонда.

    Существенную помощь в работе оказывают Советы библиотек из учащихся ОУ, которые есть во всех образовательных учреждениях района. Они помогают в оформлении книжных выставок, поддерживают санитарное состояние книжных полок, проводят мелкий ремонт книг.

    Во всех школьных библиотеках района имеются компьютеры;  лучшее  техническое оснащение в  библиотеке школы № 4  (четыре компьютера, цветной струйный принтер, черно-белый лазерный принтер, сканер, светокопировальный аппарат, демонстрационный экран, слайдпроектор, музыкальный центр).
    В зоне читального зала библиотеки оборудованы три индивидуальных компьютерных рабочих места для учащихся,  одно  индивидуальное компьютерное рабочее место для педагогов с выходом в Internet.
    Следует отметить, что большинство библиотекарей владеют компьютерными и информационными технологиями.
     
    Выводы и предложения:
    1. Рекомендции по улучшению работы школьной библиотеки ОУ:
    МОУ СОШ № 12 –  администрации школы обратить серьезное внимание  на комплектование основного фонда библиотеки, на подписку для младших школьников, на планирование работы школьной библиотеки. Рекомендовать провести ремонт библиотечных помещений.
    МОУ СОШ № 29 – скорректировать план работы библиотеки в соответствии с современными требованиями; привести расстановку библиотечного фонда в соответствие с ББК.
    МОУ СОШ № 99 – заведующей библиотекой при организации работы активнее привлекать Совет библиотеки учащихся  для использования компьютерных технологий,  в планировании сделать акцент на  ведение библиотечных уроков практической направленности: работа со словарями, энциклопедиями, текстами, рефератами и т.д.
    МОУ СОШ № 54 – библиотекарям начальной и основной школы составлять совместный план работы; продумать мероприятия по эффективному использованию компьютера в библиотеке.
    МОУ СОШ № 4 – отметить высокий уровень технической  оснащенности библиотеки.
    Гимназия №13 – отметить заинтересованность администрации в модернизации библиотеки; одобрить опыт работы библиотекаря.
    Экономический лицей -  опыт работы рекомендовать, обобщить и представить на районный семинар  библиотекарей.
    МОУ СОШ № 156 – следует отметить, что у библиотекаря нет системы в работе с читателями. Необходимо пересмотреть план работы в соответствии с современными требованиями; рекомендовать администрации изучить эффективность работы с читателями библиотекаря школы,  заместителю директора по учебно-воспитательной работе, курирующему работу библиотекаря, систематически осуществлять  контроль.

    2. Рекомендовать администрации  образовательных учреждений обратить особое внимание на изучение читательских интересов учащихся через анкетирование и анализ читательских формуляров в школьных библиотеках  и детских библиотеках, расположенных в микрорайоне школы. Повысить роль классных руководителей, учителей – предметников за воспитание интереса к художественной и научно – популярной литературе.

    3. Администрации  образовательных учреждений  изучить читательские интересы учащихся через анкетирование и анализ читательских формуляров в школьных библиотеках. 

    4. На педагогических советах обсудить итоги конкурса, разработать мероприятия по улучшению работы библиотеки. На кадровой неделе представить план мероприятий по совершенствованию работы школьной библиотеки в новом учебном году.

    5. Повысить роль классных руководителей, учителей-предметников за воспитание интереса  к художественной и научно-популярной литературе.
     
    Итоги районного смотра – конкурса школьных библиотек

    I  место  -  библиотека гимназии № 13 (директор Денисова С.А., заведующая библиотекой Портнягина В.Я);
    II  место  -  библиотека экономического лицея (директор Кузенко Н.И., заведующая библиотекой Аколова Ю. Н. )
    III  место – библиотека МОУ СОШ № 4 (директор Боярская А.Р., заведующая библиотекой Рязанова С.А.).
    IV   место - библиотека МОУ СОШ № 54 (директор Суворова О.В., заведующая библиотекой Садчикова Е. Ю.). 

    [08.05.2007]


    Архив новостей

  • Июнь 2013
  • Май 2013
  • Апрель 2013
  • Март 2013
  • Февраль 2013
  • Январь 2013
  • Декабрь 2012
  • Ноябрь 2012
  • Октябрь 2012
  • Сентябрь 2012
  • Август 2012
  • Июль 2012
  • Июнь 2012
  • Май 2012
  • Апрель 2012
  • Март 2012
  • Февраль 2012
  • Январь 2012
  • Декабрь 2011
  • Ноябрь 2011
  • Октябрь 2011
  • Сентябрь 2011
  • Август 2011
  • Июнь 2011
  • Май 2011
  • Апрель 2011
  • Март 2011
  • Февраль 2011
  • Январь 2011
  • Декабрь 2010
  • Ноябрь 2010
  • Октябрь 2010
  • Сентябрь 2010
  • Август 2010
  • Июль 2010
  • Июнь 2010
  • Май 2010
  • Апрель 2010
  • Март 2010
  • Февраль 2010
  • Январь 2010
  • Декабрь 2009
  • Ноябрь 2009
  • Октябрь 2009
  • Сентябрь 2009
  • Август 2009
  • Июнь 2009
  • Май 2009
  • Апрель 2009
  • Март 2009
  • Февраль 2009
  • Январь 2009
  • Декабрь 2008
  • Ноябрь 2008
  • Октябрь 2008
  • Сентябрь 2008
  • Август 2008
  • Июнь 2008
  • Май 2008
  • Апрель 2008
  • Март 2008
  • Февраль 2008
  • Январь 2008
  • Декабрь 2007
  • Ноябрь 2007
  • Октябрь 2007
  • Сентябрь 2007
  • Август 2007
  • Июнь 2007
  • Май 2007
  • Апрель 2007
  • Март 2007
  • Февраль 2007
  • Январь 2007
  • Декабрь 2006
  • Ноябрь 2006
  • Октябрь 2006
  • Сентябрь 2006
  • Август 2006
  • Июль 2006
  • Июнь 2006
  • Май 2006
  • Апрель 2006
  • ©2006 - 2011 Официальный сайт Центрального филиала городского центра развития образования г. Новосибирска
    отдела образования администрации Центрального района г. Новосибирска