написать письмо       на главнуо
    Главная
    План работы РОО, ЦФГЦРО, ОУ, МО
    Новости
    О Центральном районе
    Методическая служба ГЦРО Центрального района
    Методические объединения
    ФГОС
    Аттестация
    Образовательные учреждения
    Дополнительное образование детей
    Дошкольные образовательные учреждения
    Методика
    МО учителей русского языка и литературы
    Проекты
    Августовская конференция
    Альманах детского творчества "Утро"
    Журнал "Новый ИМиДЖ"
    Конкурсы профессионального мастерства педагогов
    Конкурсы профессионального мастерства работников ДОУ
    Встречи в учительской
    Творческие страницы
    Международная выставка "УчСиб"
    Безопасное образовательное пространство
    Нормативные документы
    Смотры-конкурсы
    Творчество педагогов
    Одаренные дети
    Школа, семья, общество
    Олимпиады
    Научно-практические конференции школьников
    Конкурсы учащихся
    Творчество учащихся
    Полезные ссылки
    Доска объявлений
    Гостевая книга
    Фотогалерея
    Sort


      nsk-centr.ru | Статьи |



      Статьи  


    Методическое объединение учителей русского языка и литературы Центрального района

    Кайраканова Лилия Анатольевна,
    заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Гимназия № 1»,
    руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы
    Центрального района
     
    Духовно-нравственное воспитание и формирование гражданской позиции личности на уроках русского языка и литературы

    Кайраканова Л.А. Духовно-нравственное воспитание и формирование гражданской позиции личности на уроках русского языка и литературы

    Актуальность вопроса о духовно-нравственном воспитании и формировании гражданской позиции личности в процессе ее обучения не вызывает сомнений. Сейчас много пишут и говорят об интерактиве, о мультимедиа-уроках, о применении ИКТ и забывают об одном самом важном, самом многогранном, самом неистощимом, самом «ранимом», самом трудно измеримом ресурсе урока - воспитательном.
    «Чему учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это 3 предмета, которые необходимы в любой школе», - писал Юрий Михайлович Лотман. Святые слова – «Знание», «Память», «Совесть».
    Будущее каждой страны решается за школьной партой. Да, мы достигли больших высот в научном знании: расщепили атом, имеем атомные бомбы, летаем в космос, создаем искусственный разум, вот уже взялись за клонирование себе подобных. И с развитием всего этого мы стали лучше? Добрее? Счастливее? Смогли мы прожить конец XX века, войти в XXI век без войны, без страданий? Почему деньги затмили все: разум, слово, любовь к Родине, почитание корней своих? Мы бесконечно и судорожно «делаем прогресс». Но от чего зависит то или иное использование научных достижений? Прежде всего от нравственного состояния того или тех, кто принимает решения о судьбе общества.
    Не могу не привести текст специальной памятки, которую вручал директор одной американской школы каждому педагогу, начинавшему работать в его школе: «Уважаемый учитель! Я один из тех, кто уцелел, пройдя концентрационный лагерь. Мои глаза видели вещи, которые никто не должен был видеть: газовые камеры, построенные учеными инженерами; людей, отравленных высокообразованными врачами; младенцев, убитых квалифицированными медсестрами; женщин, сожженных выпускниками университетов… Поэтому я не доверяю образованности профессионалов.
    Моя просьба: помогите ученикам стать более человечными. Результатом ваших усилий не могут быть подонки, квалифицированные психопаты, образованные Эйхманы. Чтение, письмо, арифметика важны только при условии, что они делают наших детей более человечными».
    А что же у нас? Как оценивают выпускники разных лет влияние школы на формирование их культурных и иных жизненных приоритетов?
    Наиболее часто употребляемые слова в ответах выпускников 80-ых годов: «честь», «совесть», «уважение к старшим», «долг», «взаимопомощь», «доброта», «милосердие», «дружба», «коллектив», «жизненные ценности», «культурные ценности», «умение работать», «уважение к знанию».
    Выпускники с благодарностью вспоминали уроки литературы, школьные вечера, концерты, походы, игру «Зарница».

    С 90-х годов по настоящее время отмечается разное, двойственное отношение к школе: от «школа растила, ставила на ноги, сплачивала, учила быть терпимыми друг к другу», «формировала уважение к себе, желание учиться, социализацию» до резко отрицательного. Слова благодарности звучат одному-двум учителям, как правило, за неравнодушие, за то, что знали свой предмет, интересно вели уроки. Что же мы видим? Оценка школы изменилась: от полного приятия как места, где человека воспитывают, дают необходимые и разнообразные знания, до дифференцированного и избирательного отношения к школе.
    Хотя уходит из сознания мотив благодарности к школе, не появляются в ответах выпускников 90-х годов те нравственные понятия, о которых говорили восьмидесятники: честь, совесть, долг, милосердие, но заставляют задуматься ответы молодых людей на вопрос: «Кого вы назвали бы культурным человеком и почему?»
    И выпускники 1995 года на 1 место ставили писателей, музыкантов, художников, деятелей культуры прошлого: В.Г. Белинского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова, Б.Л. Пастернака, М. А. Волошина, П.И. Чайковского, А.П. Бородина, М.И. Глинку, М.А. Врубеля, И.Е. Репина и т.д.
    На 2 место - с незначительным численным отрывом деятелей культуры, более близких 90-м годам прошлого века, общественных деятелей: Л.Н. Гумилева, Ю.М. Лотмана, М.Л. Ростраповича, А.Д. Сахарова, А.И. Солженицына.
    На 3 место - мнение: «Их было много в прошлом, сейчас таких людей меньше».
    А в ответах выпускников 2005 года на 1 месте - мать, или бабушка, или отец, или брат. На 2 месте – учитель или друг/подруга. На 3 месте – следующие ответы: «сейчас таких людей нет, они были в старом поколении», а также встречаются единичные ответы, в которых упоминаются В.А. Жуковский, П.И. Чайковский, Д.С. Лихачев, В.В. Путин.

    Посмотрим на аргументы, которые приводят в своих ответах выпускники разных поколений.
    1995 год:
    -не боялись стоять за правду, не стремились сливаться с массами;
    - внесли вклад в культуру, литературу, музыку, театр, живопись, науку;
    - сформировали свою личность вопреки условиям жизни;
    - культурные, т.е. интеллигентные люди, пытающиеся понять других;
    - говорят (пишут) правильным русским языком, дорожат русским языком, его богатством.

    2005 год:
    - воспитанны, вежливы;
    - читают книги;
    - имеют высшее образование, и с ними интересно общаться.

    Выпускники 1995 года находили примеры в большом круге культурной и общественной жизни, черпали из своих школьных знаний, где преобладала база гуманитарного цикла и в первую очередь - уроки литературы, а также были информированы и имели свое мнение по поводу общественной современной им жизни
    В последнее время носители культуры для молодых людей – близкие им люди, учителя, что, с одной стороны, весьма хорошо, но с другой - говорит об их ограниченном образе жизни: они никак не вовлечены в культурную жизнь своего города, страны и т.д., даже не знают о ней.
    Грустно, но факт опроса показал, что школьные гуманитарные знания, полученные как с уроков чисто гуманитарных дисциплин, так и других областей знания, не задействованы вообще, хотя школьная программа изобилует примерами выдающихся людей - во множестве и поименно - с Древней Греции до наших дней.
    Мы забыли СЛОВО, воспитывающее нравственность и патриотизм. То самое СЛОВО, которое спасает, которое открывает дверь в духовный мир, которое делает человека не «Иваном, не помнящим родства», а гражданином, патриотом.
    Наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности. Какие бы инновации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик. В центре урока – живой диалог учителя и ученика.
    Мы должны ставить перед собой воспитательные задачи и вносить их в контекст урока как «педагогический замысел», скрытно, таинственно, творчески, оригинально, интересно.

    Сто лет назад выпускникам Первой киевской - одной из старейших тогда Российских гимназий - предложили на экзамене тему сочинения: «Истинное просвещение соединяет нравственное развитие с умственным». Для тех выпускников в теме не было проблемы, так как это утверждение являлось для них азбучной истиной. Они справились с работой с легкостью, потому что были воспитаны в русле этой мысли.
    А справились бы с этим заданием нынешние выпускники? Что бы они написали? Это вопрос риторический, но следует вспомнить основы той прежней школьной образовательно-воспитывающей работы, которая готовила молодых людей к пониманию этой существенной идеи.

    Очерк Николая Семеновича Лескова «Кадетский монастырь» - короткая, но возвышенная история об учителях Первого Петербургского кадетского корпуса, вырастивших не одно поколение офицеров, славных приверженностью долгу перед Родиной и своим наставникам.
    «У нас не переводились, да и не переведутся праведные. Я сейчас вспоминаю целую обитель праведных… И, заметьте, все не из чернородья и не из знати, а из людей служилых, зависимых, коим соблюсти правоту труднее; но тогда были…Верно и теперь есть, только, разумеется, искать надо»..
    Директор Кадетского корпуса Михайло Степанович Перский открывает перечень этих праведных в очерке Н.С. Лескова. Это человек, воспитывающий детей своим собственным примером во всем: в манере тщательно одеваться, сдержанно говорить, всегда выполнять свой долг, присутствовать на каждом уроке каждого отделения. В очерке рассказывается о восстании декабристов, о том, как солдаты «бунтовавшего батальона Московского полка», спасаясь, бросились вечером бежать через Неву по льду на Васильевский остров. На набережной этого острова находилось здание Кадетского корпуса.
    «Кадеты, услыхав об этом или увидев раненых, без удержа, но и без уговора, никого не слушая, бросились к ним, подняли их на руки и уложили каждого как могли лучше»
    «Пятнадцатого декабря в корпус неожиданно приехал государь Николай Павлович. Он был гневен. Перскому дали знать, и он тотчас явился из своей квартиры и, по обыкновению, отрапортовал его величеству о числе кадет и о состоянии корпуса. Государь выслушал его в суровом молчании и изволил громко сказать:
    - Здесь дух нехороший!
    - Военный, ваше величество, - отвечал полным и спокойным голосом Перский.
    - Отсюда Рылеев и Бестужев! – по-прежнему с неудовольствием сказал император.
    - Отсюда Румянцев, Прозоровский, Каменский, Кульнев – все главнокомандующие, и отсюда Толь, - с тем же неизменным спокойствием возразил, глядя открыто в лицо государя, Перский.
    - Они бунтовщиков кормили! – сказал, показав на нас рукою, государь.
    - Они так воспитаны, ваше величество: драться с неприятелем, но после победы призревать раненых, как своих».

    Школьник в воспитательном диалоге играет не пассивную, а активную роль, потому что за ним стоит его собственный жизненный опыт, традиции и устои семьи или их отсутствие, его представление о счастье и жизни.
    Одиннадцатилетний гимназист, второклассник Харьковской гимназии (1856 г.) своими живыми способностями и ищущим умом обратил на себя внимание преподавателя русского языка Парфенова, который счел своим долгом эти способности развивать. Так, он рекомендовал гимназисту внимательно изучить популярный тогда в прогрессивных кругах России труд Г. Бокля «История цивилизации в Англии». Подросток прочел в этом труде главное, что стало стимулом его интеллектуальной, а затем научной деятельности: прогресс человечества обусловлен успехом в области системного познания, мышления. Илья Ильич Мечников, будущий ученый, нобелевский лауреат, не стал филологом, несмотря на большое влияние в юные его годы этого педагога-словесника: учитель смог сделать главное, большее – обеспечить движение интеллекта в русле научной культуры, близкой этому подростку.
    Принято считать, что уроки литературы, ис¬тории, обществознания предоставляют большие возможно¬сти для воспитания, чем уроки физики, математики и т.п.
    Действительно, эти предметы обладают особенным потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии её моральных качеств, гражданского сознания, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Работа над текстами, являющимися образцами художественной литературы, публицистики, помогает формировать высокие человеческие качества, предоставляет школьникам примеры нравственного поведения. На этих уроках используются специально подобранные тексты, имеющие учебную и воспитательную направленность. Текст должен быть информативным, личностно значимым, интересным, эмоционально насыщенным.

    Основными целями духовно-нравственного воспитания являются:
    - формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;
    - воспитание гражданина и патриота;
    - формирование у обучающихся представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.

    Убеждена, у каждого урока в расписании своя воспитательная роль:
    - учитель, записывающий на доске число и месяц, воспитывает уважение к течению времени;
    - учитель, требующий найти к задаче несколько решений, воспитывает мобильность личности, готовность искать выходы из сложных ситуаций;
    - учитель, раскрывающий перед ребенком карту мира, воспитывает любовь к путешествиям,
    - учитель, показывающий восход солнца, учит любить жизнь;
    - учитель, читающий стихи, воспитывает восхищение красотой родной речи.

    Вслушаемся в звуковое содержание слова «УРОК», в его историю. Оно общеславянского происхождения, производно от речи – от «говорить».
    - [у] – установка на поиск, на познание, на успех. У - улыбка друзей и учителя. У – вход в науку, в культуру. У – увертюра к познавательной деятельности;
    - [р] – мотор урока, его сердцебиение, это работа разума, рокот мыслей, режим поиска, риск гипотез. Установка на результат, руководство к действию;
    - [о] – окно в мир. Очарование новизной. Озарение. Обобщение сделанного и понятого. Это цель, в которую нужно попасть. Это возможность говорить О чем-то с позиции знающего человека;
    - [к] – конец урока, его завершение, его развязка. Это концентрация на рефлексии, на багаже урока, который каждый собрал для себя сам.

    Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра.
    Укорененность этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать.
    Каждый из нас призван «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай.

    Нет в саду цветов негодных,
    Некрасивых, неприродных,
    Хуже трав или плодов –
    Нет в саду таких цветов!

    Нет в саду цветов-лентяев.
    У заботливых хозяев
    Нет неряшек, лежебок,
    Грубый не найти цветок.

    Нет болтливых и беспечных,
    Хитрых, жадных, бессердечных,
    Сорванцов и драчунов –
    Нет в саду таких цветов!

    Жизни сад благоухает,
    Красотою восхищает,
    Если в нем живут труды,
    Если много доброты,
    Если знание растет
    И любви чудесный плод.

    С незапамятных времен
    В мире царствует закон:
    «Что посеешь – то пожнёшь».
    Ты каким цветком растешь?
    (Т.И. Чечина)


    ©2006 - 2011 Официальный сайт Центрального филиала городского центра развития образования г. Новосибирска
    отдела образования администрации Центрального района г. Новосибирска