написать письмо       на главнуо
    Главная
    План работы РОО, ЦФГЦРО, ОУ, МО
    Новости
    О Центральном районе
    Методическая служба ГЦРО Центрального района
    Методические объединения
    ФГОС
    Аттестация
    Образовательные учреждения
    Дополнительное образование детей
    Дошкольные образовательные учреждения
    Методика
    МО учителей русского языка и литературы
    Проекты
    Августовская конференция
    Альманах детского творчества "Утро"
    Журнал "Новый ИМиДЖ"
    Конкурсы профессионального мастерства педагогов
    Конкурсы профессионального мастерства работников ДОУ
    Встречи в учительской
    Творческие страницы
    Международная выставка "УчСиб"
    Безопасное образовательное пространство
    Нормативные документы
    Смотры-конкурсы
    Творчество педагогов
    Одаренные дети
    Школа, семья, общество
    Олимпиады
    Научно-практические конференции школьников
    Конкурсы учащихся
    Творчество учащихся
    Полезные ссылки
    Доска объявлений
    Гостевая книга
    Фотогалерея
    Sort


      nsk-centr.ru | Статьи |



      Статьи  


     
    Информация об организации работы с одаренными детьми  в общеобразовательных учреждениях Центрального района (Март 2010 года)


    При организации работы с одарёнными детьми в общеобразовательных учреждениях Центрального района  на школьном уровне учитываются актуальные задачи современной модели российского образования, стоящие перед современной школой, концептуальные подходы которого обозначены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

    Миссия гимназии № 1 – участие в процессе формирования интеллектуального потенциала города и страны, становление и развитие   личности школьников, гражданское и духовное возрождение общества.
    Перед гимназией в числе прочих стоят задачи выявления способных и одаренных детей, создания условий для разностороннего развития каждой личности на основе ее включения в разнообразную познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, для ее дальнейшей успешной социализации.

    В своей работе гимназия реализует основные принципы Концепции инновационного развития образования Новосибирской области:
    • принцип опережающего развития образования;
    • принцип проектирования инновационного развития;
    • принцип открытости образования и общественного участия;
    • принцип непрерывности образования;
    • принцип стратегического инвестирования;
    • принцип инновационности образовательной среды.
    Принцип опережающего развития образования. В основу реализации стоящих перед гимназией задач положен проектно-программный метод. Деятельность гимназии определяется несколькими взаимопроникающими и взаимодополняющими долгосрочными программами развития, среди которых «Информатизация образовательного процесса», «Формирование информационной культуры личности», «Языковое образование гимназистов», «Раннее развитие детей 5-6 лет», «Здоровье» и др. Объединяющим началом для всех них является программа «Одаренные дети».

    Исходя из того, что только образование, построенное на инновационных принципах, способно отвечать требованиям современной национальной экономики, гимназия принимает участие в реализации 15 образовательных проектов, среди которых «Международный экзамен по немецкому языку на получение диплома II ступени», Microsoft IT Academy, «1 ученик: 1 компьютер», физико-математические классы СУНЦ НГУ  и др.

    Задачу создания условий для самореализации гимназистов, воплощения их творческих идей решает система дополнительного образования, включающая в себя индивидуальные занятия с одаренными детьми, занятия с разновозрастными группами одаренных детей в форме погружения, предметные кружки, факультативные и элективные курсы, обучение гимназистов в заочных школах НГУ, МГУ и др.
    Научно-исследовательская работа ведется 10 научными обществами на базе научно-методических кафедр гимназии и кафедр вузов.

    В состав Центра развития личности входят 7 спортивных секций и 58 студий (из них 24 – театральных). В них занято 88% обучающихся.
    Сегодня гимназия № 1  может говорить о достижении  некоторых результатов:
    - в 2009 году результаты сдачи выпускниками профильных классов гимназии ЕГЭ превышают средний балл по НСО и по РФ:
    • по русскому языку – на 11 – 17 баллов;
    • по математике – на 19 – 29 баллов;
    • по физике – на 13 – 19 баллов;
    • по информатике – на 22 – 29 баллов;
    • по биологии – на 12 – 20 баллов;
    • по химии – на 19 – 26 баллов;
    - в 2008 году 3 выпускника набрали 100 баллов по русскому языку, 1 – по математике;
    - процент поступления выпускников  гимназии № 1 в вузы города и страны составляет 99%, из них 65% – на бюджетные места.

    Ежегодно гимназисты становятся победителями и призерами более чем в  50 интеллектуальных и творческих конкурсах различных уровней и направлений, среди которых Международный турнир городов по математике, Международная Жаутыковская олимпиада по математике и физике (Казахстан), Международный экологический форум Всероссийского детского экологического движения «Зеленая планета», Открытый региональный экономический фестиваль «Сибириада. Шаг в мечту», Всероссийская командная олимпиада школьников по информатике и программированию, Региональная олимпиада инновационных школ «Сибирские каникулы» и др.

    В течение четырех последних лет 30 учеников гимназии стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников, 32 ученика награждены Грантом Президента РФ.

    В период с 2001 года 10 выпускников профильных классов гимназии во время обучения в вузах становились лауреатами стипендии Потанина, Шлюмберже, фонда «Оксфорд-Россия» и др.
    Главной проблемой, как отмечают педагоги гимназии № 1, требующей решения, является построение индивидуальных траекторий развития личности, что является следующей задачей в развитии  гимназического  образовательного пространства.
     
    Принцип проектирования инновационного развития образования. Общеизвестно, что человека будущего может воспитать только прогрессивно мыслящий, высокопрофессиональный учитель.
    В процессе обучения учителями гимназии используются элементы современных образовательных технологий:
    • игровых;
    • развивающего обучения;
    • групповых и КСО;
    • информационных;
    • проблемного обучения;
    • коммуникативного обучения;
    • уровневой дифференциации и др.
    В основу обучения положен компетентностный подход. С целью формирования новой образовательной парадигмы используется продуктивное обучение. Связь с недавними выпускниками, ныне аспирантами НИИ, позволяет  педагогам разрабатывать учебные курсы, включающие учеников в опытно-исследовательскую деятельность в области современных проблем развития науки.
    Проблемами, требующими решения, являются перегрузка учащихся, отсутствие корреляции между используемыми развивающими технологиями и традиционными УМК.

    Реализуя принцип инновационности образовательной среды, учителя гимназии входят в состав экспертных комиссий и инициативных творческих групп по разработке и апробации нового содержания образования, являются руководителями районных методических объединений, председателями комиссий и сертифицированными экспертами по проверке ЕГЭ, инициаторами и организаторами мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня коллег и культурного уровня учащихся школ района и города, являются авторами методических разработок, в том числе электронных. Веб-сайт библиотеки гимназии входит в каталог лучших интернет-ресурсов образовательных учреждений России.

    В 2006 и 2008 годах гимназия № 1 становилась победителем национального конкурса лучших образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
    В 2006 – 2009 годах 20 педагогов гимназии стали победителями конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений в рамках ПНПО.

    Реализуя принцип стратегического инвестирования, родительское сообщество принимает на себя обязательства по развитию школьной инфраструктуры и софинансированию деятельности гимназии в работе с одаренными детьми.
    При содействии Попечительского совета и Фонда поддержки гимназия оснащается современной компьютерной техникой, полностью укомплектована обменным учебным фондом, в течение последних лет школа 6 раз становилась победителем и призером городских конкурсов учебных кабинетов.

    В гимназии № 13 действует программа «Экология одарённости», в рамках которой проходит активная научно-исследовательская работа учащихся. Это и гимназический фестиваль проектов, и летний лагерь для одарённых гимназистов «Исток», и фестиваль «Я - автор». В гимназии  № 13 традиционно в первой четверти проходит гимназическая олимпиада, результаты которой позволяют выбрать участников для подготовки к Всероссийской Олимпиаде школьников.

    В МБОУ «Экономический лицей»  для содействия эффективности и качеству деятельности лицея в рамках обучения и развития одаренных учащихся создана программа «Перспектива». Программа «Перспектива» создана в соответствии с приоритетными задачами современной модели образования и развития лицея, подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» и подпрограмм «Одаренные дети» региональной и городской целевых программ «Дети Новосибирской области» и «Дети Новосибирска». В этом контексте программа экономического лицея призвана обеспечить планомерность и систематичность процесса формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала школьников в условиях образовательного учреждения.

    Основными ключевыми идеями данной программы являются следующие:
    – создание оптимальной образовательной среды для развития одаренной личности;
    – создание механизма непрерывного обновления содержания, технологий образовательного процесса, направленного на повышение эффективности личностно-ориентированного образования;
    – психолого-педагогическое сопровождение наиболее способных учащихся с момента знакомства с лицеем до выхода из него.

    Цель программы «Перспектива» состоит в совершенствовании системы выявления, поддержки и развития интеллектуально одаренных учащихся, содействующей становлению их творческой личности и формированию образовательной среды, максимально способствующей реализации их возможностей в различных областях знания и культуры.

    В рамках Программы  реализуются следующие направлений работы:
    1. Координационное направление
    2. Информационное направление
    3. Диагностическое направление
    5. Развивающее направление
    Сущностью программы является совершенствование стратегии, принципов и содержания работы с одаренными детьми.

    СОШ № 4 организует  работу с одарёнными детьми в следующем формате:

    Элективные курсы: Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
    Ученические научно-практические конференции. Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.  Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры учащихся.
    Предметные недели (декады). Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.  Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.  Развитие творческих способностей учащихся.
    Организация работы научных общество учащихся. Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
    Развитие системы дополнительного образования: кружки, студии, объединения. Развитие творческих способностей учащихся.  Содействие в профессиональной ориентации.  Самореализация учащихся во внеклассной работе.
        
    При подготовке обучающихся к олимпиадам учителя школы проводят консультации, на которых работают по сборникам тестовых заданий к олимпиадам, работают над освоением научной  терминологии по базовым знаниям, соответствующим действующим стандартам. При подготовке работ учащихся  к научно-практической конференции все образовательные учреждения  приглашают  в качестве консультантов и научных руководителей учёных и преподавателей вузов города, хотя это сложно решается в финансовом плане.
     
    Существующая в МБОУ СОШ №12 программа «Одарённые дети» предполагает включение максимального количества школьников в различные виды олимпиад и творческих конкурсов. Для работы с одарёнными школьниками при  каждом методическом объединении действуют олимпиадные группы. Для школьников, склонных к научной работе, организуются семинары и консультации с привлечением специалистов из ВУЗов города, организуются поездки в научные лаборатории СОРАН и НГПУ.

    В школе № 12 существует мониторинг участия школьников в предметных олимпиадах, на заседаниях МО и Педагогического совета обсуждаются проблемы, связанные с олимпиадным движением.  В школе № 12 ежегодно проводится установочная школьная методологическая конференция с выступлением научных руководителей, консультантов.
    Работа с одаренными детьми во всех общеобразовательных учреждениях Центрального района  начинается уже на младшей ступени обучения. Так в школе «Диалог» Спицына Л.А., учитель начальных классов, ведет клуб «Почемучка», где готовит ребят к участию в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.   начальной школе  уже начинается работа по развитию исследовательских навыков учащихся. Школьники  младших классов успешно принимают участие в конференции младших школьников «Мое первое исследование»,  в конкурсе «Седьмой лепесток».

    Ведется работа со старшеклассниками. Во всех школах Центрального района организованы  научные общества учащихся, целенаправленно приглашаются специалисты из вузов: научные учреждений города Школьники принимают участие в конференции различного уровня (районного, городского, регионального, всероссийского, международного.

    В МБОУ СОШ № 29 работает «Школьный университет». На всех отделениях  «Школьного университета»  сформированы творческие и научно-экспериментальные группы учащихся, занимающихся разработкой различных образовательных проектов.

    Ежегодно методическими объединениями общеобразовательных учреждений Центрального района проводятся традиционные предметные недели, включающие в себя интеллектуальные турниры между учащимися, презентации творческих проектов. Все школы Центрального района участвуют  в российских и международных играх и контурсах, таких как:
    • Международный конкурс по языкознанию «Русский медвежонок – языкознание для всех».
    • Международный конкурс по математике «Кенгуру».
    • Конкурс по английскому языку «Английский бульдог».
    • Интеллектуальная игра «Лукоморье».

    В МБОУ СОШ № 156 условия  позволяют сформировать индивидуальные образовательные траектории для одаренных детей. В ОУ реализуется комплексная целевая программа «Система развития одаренности у детей в условиях школы с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла», целью которой является создание оптимальных психолого–педагогических и методических условий для выявления, обучения, развития и поддержки одаренных детей, обучающихся в школе.

    Анализируя работу школы за многие годы, педагоги школы пришли к выводу, что если ученик одарен, то он преуспевал во многих видах деятельности. Однако в старших классах такие высокие  достижения не всегда подтверждались. В СОШ № 156 как  наиболее оптимальным было  определено: на I и II ступени обучения (до 7-8 класса) школа  рассматривает одаренность как общую, универсальную способность; на следующих возрастных этапах общая способность приобретает предметную направленность.
    7-9 класс – предварительная специализация по интересам, способностям;
    10-11 класс – профильное обучение.

    Индивидуальная работа с детьми старших классов в общеобразовательных учреждениях Центрального района направлена на подготовку к  предметным олимпиадам, районному конкурсу  «Полиглот», конкурсу по английскому языку «Не упускай свои возможности», районной олимпиаде по черчению, проведению районных литературных праздников, конкурсов сайтов, районных конкурсов  творческих проектов по технологии «Весна идёт, весне - таланты», спортивных  соревнований.

    Для комплексного развития личности, её творческих способностей и осознанного выбора будущего образования создана система, стимулирующая научно – исследовательскую деятельность учащихся и педагогов через сотрудничество, учащимся общеобразовательных учреждений Центрального района предоставлен выбор спецкурсов, защита исследовательских работ, организация и проведение творческих конкурсов, школьных олимпиад, научно – практических конференций.
     
     
    Комаристова Т.П., методист высшей квалификационной категории ЦФ ГЦРО, г. Новосибирск 

    ©2006 - 2011 Официальный сайт Центрального филиала городского центра развития образования г. Новосибирска
    отдела образования администрации Центрального района г. Новосибирска